Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 23. Отношения субъектов хозяйствования с органами местного самоуправления
1.Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия относительно субъектов хозяйствования исключительно в пределах, определенных Конституцией Украины, законами о местном самоуправлении и другими законами, предусматривающими особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе, другими законами. Органы местного самоуправления могут осуществлять относительно субъектов хозяйствования также отдельные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные им законом.
2.Отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться также на договорных началах.
3.Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми участниками хозяйственных отношений, которые расположены или осуществляют свою деятельность на соответствующей территории.
4.Незаконное вмешательство органов и должностных лиц местного самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования запрещается. Не допускается издание правовых актов органов местного самоуправления, которыми устанавливаются не предусмотренные законом ограничения по обороту отдельных видов товаров (услуг) на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
5.Органы и должностные лица местного самоуправления имеют право обращаться в суд о признании недействительными актов предприятий, других субъектов хозяйствования, ограничивающих права территориальных громад, полномочия органов местного самоуправления.
6.Органы, должностные и служебные лица местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность перед субъектами хозяйствования, основания, виды и порядок которой определяются Конституцией Украины и законом.
7.Споры о восстановлении нарушенных прав субъектов хозяйствования и возмещении причиненного им ущерба вследствие решений, действий либо бездействия органов, должностных или служебных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий разрешаются в судебном порядке.
1.В Конституции Украины, а также в Законе Украины «О местном самоуправлении» от 21 мая 1997 г. определены правила и границы осуществления органами местного самоуправления их полномочий относительно субъектов хозяйствования.
2.Часть 2 комментируемой статьи устанавливает возможность опосредствования договором отношений органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования (в случаях, предусмотренных законом).
Особенности заключения организационно-хозяйственных договоров предусмотрены ст. 186 ХК Украины.
3.Хозяйственный кодекс отмечает обязательность правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, для выполнения всеми участниками хозяйственных отношений, расположенных на соответствующей территории и осуществляющих на ней свою деятельность.
Такие правовые акты могут быть нормативного или ненормативного характера. К первым принадлежат акты, которые распространяют свое действие на неограниченное количество лиц (например, решение местного совета о введении местных налогов и сборов, утверждение порядка их взыскания), ко вторым — такие, которые имеют локальный, индивидуальный характер.
Основным требованием к актам органов и должностных лиц местного самоуправления является их соответствие законодательству. Это означает, что последние должны быть приняты (выданы) в соответствии с компетенцией органа или должностного лица и не противоречить другим актам законодательства. Важное значение имеет также распределение компетенции внутри системы местного самоуправления, поскольку ряд полномочий органы и должностные лица могут получать от совета в рамках реализации п. 3 ст. 52 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине». Эта норма дает возможность сельскому, поселковому, городскому совету принимать решение о разграничении полномочий между их исполнительными комитетами, отделами, управлениями, другими исполнительными органами совета и сельским, поселковым, городским председателем в пределах полномочий, предоставленных исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов упомянутым Законом. Часть своих полномочий районные и областные советы делегируют согласно ст. 44 этого Закона соответствующим местным государственным администрациям, что необходимо иметь в виду при анализе исследуемых отношений.
4.В части 4 комментируемой статьи присутствуют два запрещения: а) запрещение незаконного вмешательства органов и должностных лиц местного самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования; б) запрещение издания этими органами правовых актов, которые устанавливают не предусмотренные законом ограничения об обороте отдельных видов товаров (услуг) на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Органы и должностные лица местного самоуправления не имеют, права вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования: устанавливать нормативы отчислений в фонды субъекта или по другим направлениям, принуждать выполнять какие-то работы, производить продукцию, предоставлять услуги и т. п. Они не могут устанавливать ограничения относительно обращения товаров или услуг. Это отвечает требованиям антимонопольного законодательства и потребностям времени, поскольку хозяйственная практика свидетельствует о неединичных случаях ограничения оборота отдельных товаров (сахара, зерна и т. п.).
5.Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возможность защиты в судебном порядке органов и должностных лиц местного самоуправления от актов субъектов хозяйствования, ограничивающих права территориальных громад или полномочия органов местного самоуправления, путем обращения с требованием о признании соответствующих актов недействительными.
В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав или интересов субъектов хозяйствования, охраняемых законом, последние имеют право обратиться за защитой в суд.
6.Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможность ответственности органов, должностных и служебных лиц местного самоуправления перед субъектами хозяйствования за противоправную деятельность, нарушение законодательства относительно прав субъектов хозяйствования. Должностные лица могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. Органы местного самоуправления отвечают за нанесенный субъектам хозяйствования ущерб путем рассмотрения дел в хозяйственных судах. Отметим, что компенсируются и материальный, и моральный ущербы, размеры которых устанавливает суд.
7.Часть 7 комментируемой статьи устанавливает судебный порядок решения споров о восстановлении нарушенных прав субъектов хозяйствования и возмещения нанесенного им ущерба в результате решений, действий или бездействия органов, должностных или служебных лиц местного самоуправления.
Большинство споров при участии органов и должностных лиц местного самоуправления с субъектами хозяйствования, как показывает практика, рассматривают хозяйственные суды. Порядок подачи и рассмотрения заявлений хозяйственными судами регламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом Украины. Результатами рассмотрения подобных заявлений может быть решение о признании актов органов, должностных лиц местного самоуправления, субъектов хозяйствования недействительными и о возмещении виновными ущерба, причиненного действием (бездействием). Должностные лица несут ответственность и возмещают убытки, нанесенные субъектам хозяйствования, по решению суда непосредственно или с опосредствованием через органы самоуправления, с которыми они имеют трудовые отношения.