Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 22. Особенности управления хозяйственной деятельностью в государственном секторе экономики
1.Государство осуществляет управление государственным сектором экономики в соответствии с основами внутренней и внешней политики.
2.Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе лишь государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном фонде которых превышает пятьдесят процентов либо составляет величину, обеспечивающую государству право решающего воздействия на хозяйственную деятельность этих субъектов.
3.Полномочия субъектов управления в государственном секторе экономики — Кабинета Министров Украины, министерств, других органов власти и организаций относительно субъектов хозяйствования определяются законом.
4.Законом могут быть определены виды хозяйственной деятельности, которую разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям.
5.Государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления относительно субъектов хозяйствования, относящихся к этому сектору и осуществляющих свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
6.Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в государственном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других законов. Отношения органов управления с названными субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.
7.Государство применяет к субъектам хозяйствования в государственном секторе экономики все средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, предусмотренные настоящим Кодексом, учитывая особенности правового статуса данных субъектов.
8.Законом устанавливаются особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики и развития состязательности в государственном секторе экономики, которые должны учитываться при формировании соответствующих государственных программ.
9.Процедура признания банкротом применяется относительно государственных предприятий с учетом требований, указанных в главе 23 настоящего Кодекса.
10. Органам управления, осуществляющим организационно-хозяйственные полномочия относительно субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, запрещается делегировать другим субъектам полномочия по распоряжению государственной собственностью и полномочия по управлению деятельностью субъектов хозяйствования, за исключением делегирования названных полномочий в соответствии с законом органам местного самоуправления и других случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.
1,2.Части 1 и 2 комментируемой статьи содержат общие правила управления хозяйственной деятельностью в государственном секторе экономики и очерчивают круг субъектов хозяйствования этого сектора.
Поскольку речь идет о государственном секторе экономики, государство не регулирует, а управляет хозяйственной деятельностью.
3.Важную прерогативу Кабинета Министров в экономической сфере, в соответствии со ст. 116 Конституции Украины, составляет обеспечение равных условий развития всех форм собственности в стране и управление в соответствии с законом объектами государственной собственности. Практическая реализация этих полномочий достигается путем предоставления Кабинетом Министров подчиненным ему центральным органам исполнительной власти соответствующей компетенции по управлению имуществом, закрепленным за субъектами хозяйствования, принадлежащими к подведомственной системе. Хозяйственная компетенция центрального органа исполнительной власти должна быть закреплена в специальном законе о нем.
4.Исходя из необходимости упорядочения системы центральных органов исполнительной власти и отсутствия соответствующего законодательного регулирования, с целью поэтапного осуществления административной реформы в государстве Указом Президента Украины «О системе центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря 1999 г. определены государственные органы хозяйственного руководства, которые принадлежат к органам общей и специальной хозяйственной компетенции. В соответствии с этим Указом и Конституцией Украины высшим органом в системе органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Система центральных органов исполнительной власти Украины включает три основных вида: министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.
5.Министерство — главный (ведущий) орган в системе центральных органов исполнительной власти в обеспечении реализации государственной политики в определенной сфере деятельности. Руководство министерством возложено на министра. Министерство разрабатывает и внедряет соответствующий раздел Программы Кабинета Министров Украины, реализует государственную политику в определенной отрасли, направляет и координирует деятельность других органов исполнительной власти по вопросам, находящимся в его ведении.
6.Государственный комитет (государственная служба) — центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляет и координирует Премьер-министр Украины или один из вице-премьеров или министров. Государственный комитет (государственная служба) вносит предложения о формировании государственной политики соответствующими членами Кабинета Министров Украины и обеспечивает ее реализацию в определенной сфере деятельности (отрасли), осуществляет управление ею, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование вопросов, которые входят в его компетенцию. Государственный комитет (государственную службу) возглавляет его председатель.
7.Центральный орган исполнительной власти со специальным статусом имеет определенные Конституцией и законодательством Украины особые задачи и полномочия, относительно него может устанавливаться специальный порядок создания, реорганизации, ликвидации, подконтрольности, подотчетности, а также назначения и освобождения от должности руководителей и решение других вопросов. Центральный орган исполнительной власти со специальным статусом возглавляет его председатель. Центральные органы исполнительной власти действуют на основании положений, утвержденных Президентом Украины, и могут иметь собственные территориальные органы, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством. Кроме того, Кабинет Министров Украины может создавать правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции). Эти органы создаются и действуют в составе соответствующего центрального органа исполнительной власти. Они осуществляют: управление отдельными под отраслями или отраслями деятельности, контрольно-наблюдательные функции, регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц. Положение о правительственном органе государственного управления утверждается Кабинетом Министров Украины.
Виды предпринимательской деятельности, которые позволяется вести лишь государственным предприятиям, установлены ст. 4 Закона Украины «О предпринимательстве» от 7 февраля 1991 г.
8.Реализация государством права государственной собственности в отношении государственных предприятий и их правовой статус конкретизированы ст.ст. 73-77 ХК Украины. При этом к субъектам хозяйствования в государственном секторе экономики применимы (с учетом их специфики) общие средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, которые названы в ст. 12 ХК.
9.Процедура признания банкротом, регламентированная в главе 26 ХК и Законе Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г., применима и к государственным предприятиям.
10.Часть 10 комментируемой статьи содержит запрещение делегирования органами управления, которые осуществляют организационно-хозяйственные полномочия относительно субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, другим субъектам полномочий распоряжения государственной собственностью и полномочий управления деятельностью субъектов хозяйствования (за исключением случаев, предусмотренных законами).