Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 20. Защита прав субъектов хозяйствования и потребителей
1.Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей.
2.Каждый субъект хозяйствования и потребитель имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Права и законные интересы указанных субъектов защищаются путем:
- признания наличия или отсутствия прав;
- признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, противоречащих законодательству, ущемляющих права и законные интересы субъект хозяйствования или потребителей; признания недействительными хозяйственны сделок по основаниям, предусмотренным законом;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и законны интересов субъектов хозяйствования;
- прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения:
- присуждения к выполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- применения штрафных санкций;
- применения оперативно-хозяйственных санкций;
- применения административно-хозяйственных санкций;
- установления, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений;
- другими способами, предусмотренными законом.
3.Порядок защиты прав субъектов хозяйствования и потребителей определяете: настоящим Кодексом, другими законами.
1. По Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность — наивысшая социальная ценность, права и свободы чело века и их гарантии являются содержанием и направлением деятельности государства.
Этим предписаниям должны отвечать мероприятия государства по контролю и надзору за деятельностью субъектов хозяйствования в различных ее сферах, в первую очередь, за качеством и безопасностью продукции и услуг. Законодательством Украины ещё в начале самостоятельного ее существования предусмотрено право потребителей на гарантию того, что приобретенная ими продукция произведена с соблюдением санитарно гигиенических, в том числе радиологических, противоэпидемических норм и правил и других принятых требований, исключающих опасность для жизни и здоровья людей или причинение вреда их имуществу.
Продавец (исполнитель) продукции обязан передать ее потребителю (покупателю, заказчику) в состоянии, отвечающем по качеству требованиям стандартов, другой нормативно-технической документации. Продукция, в государственных стандартах го которую есть требования относительно обеспечения жизни и здоровья людей, их имущества, а также охраны окружающей среды, подлежит обязательной сертификации на соответствие отмеченным требованиям (Закон Украины «О защите прав потребителей»).
2.Защита прав потребителей детально регламентирована ст. 39 ХК и Законом Украины «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 г. (в редакции Закона от 2 декабря 2005 г.).
Часть 2 комментируемой статьи указывает одиннадцать способов (средств) защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей, их перечень не имеет исчерпывающего характера.
Некоторые из отмеченных способов защиты могут быть применены лишь судом (например, признание полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, задевают права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей; признание недействительными хозяйственных договоров на основаниях, предусмотренных законом). Другие способы защиты могут быть применены как с помощью суда, так и самостоятельно субъектом хозяйствования (например, возмещение убытков, применение штрафных санкций). Оперативно-хозяйственные санкции применяются самостоятельно субъектом хозяйствования в одностороннем порядке. Административно-хозяйственные санкции применяются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Одним из важных и распространенных способов защиты прав субъектов деятельности является признание хозяйственным судом недействительным (полностью или частично) выданного государственным или другим органом незаконного акта. Как свидетельствует хозяйственная практика, в актах государственных и других органов достаточно часто содержатся положения, которые вызывают нарушение порядка создания, ликвидации и реорганизации предприятий, порядка выдачи или изъятия земельных участков, нарушения, связанные с передачей имущества, с изменением формы собственности и т. п. В судебной практике заметно увеличивается количество дел о признании недействительными актов ненормативного характера, принятых министерствами, ведомствами и государственными комитетами, областными и районными советами и т. п.
Такие способы защиты, как возмещение убытков, применение штрафных санкций, оперативно-хозяйственных санкций, административно-хозяйственных санкций обстоятельно регламентированы в разделе V Хозяйственного кодекса Украины.
Для защиты своих прав субъекты ведения хозяйства и потребители могут использовать одновременно два или более способов защиты. Так, при издании государственным органом акта, нарушающего права субъекта хозяйствования, последний имеет право требовать как признания недействительным такого акта, так и возмещения в судебном порядке убытков, нанесенных ему в результате выполнения указаний государственных или других органов или их должностных лиц, которые привели к нарушению прав субъекта хозяйствования, а также в результате неподобающего выполнения такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей относительно субъекта хозяйствования.
3.Порядок защиты прав субъектов хозяйствования и потребителей определяется настоящим Кодексом, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами.
Для развития конкуренции и защиты прав потребителей от монополистической деятельности хозяйственных субъектов соответствующим законодательством внедряется ограничение свободы их коммерческой деятельности. В частности, запрещается: ограничивать или прекращать производство товаров, а также производство и поставку сырья, материалов, комплектующих изделий без предварительного согласования с основными потребителями; сокращать поставку или задерживать реализацию товаров с целью создания, поддержки или увеличения дефицита и повышения цен; навязывать контрагенту невыгодные условия договора, включать условия, которые не являются предметом договора; принуждать потребителя включать в договор ненужные ему товары и услуги, вносить другие предварительные дискриминационные условия; прекращать или задерживать поставки товаров или выполнение услуг в ответ на претензии контрагента относительно качества товаров, услуг, выполнения других обязательств, предусмотренных договором; повышать в одностороннем порядке цены на товары и услуги, если это не обусловлено соответствующим улучшением их качества согласно интересам производителя и потребителя; выдвигать под угрозой прекращения поставок, расторжения договора или отказа от его пролонгации (продления срока действия) новые условия в свою пользу, которые наносят вред интересам контрагента; отказываться без определенных объективных оснований от заключения или пролонгации договора по профилю своей деятельности.