Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 15. Техническое регулирование в сфере хозяйствования
1.В сфере хозяйствования применяются: технические регламенты; стандарты;
кодексы устоявшейся практики; классификаторы; технические условия.
2.Применение стандартов либо их отдельных положений обязательно для: субъектов хозяйствования, если на стандарты есть ссылки в технических регламентах;
участников сделки (контракта) о разработке, изготовлении либо поставке продукции, если в ней (нем) имеется ссылка на определенные стандарты;
производителя либо поставщика продукции, если он составил декларацию о соответствии продукции определенным стандартам либо применил обозначение этих стандартов в ее маркировке.
3.При изготовлении продукции на экспорт, если сделкой (контрактом) определены иные требования, чем установлены техническими регламентами, разрешается применение положений сделки (контракта), если они не противоречат законодательству Украины в части требований к процессу изготовления продукции, ее хранения и транспортировки на территории Украины.
Вред, от 01. 12. 2005 г.
1 Украина многократно заявляла о том, что ее вступление в ВТО и в ЕС является стратегической целью страны. Для достижения этих целей Украина нуждается, наряду с осуществлением других мер, в приведении своей системы технического регулирования в соответствие с международными и европейскими требованиями. Первые попытки ввести систему технического регулирования, отвечающую международной практике, предприняты в 1993 г., когда были опубликованы декреты Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации» и «О государственном наблюдении за соблюдением, норм и правил и ответственности за их нарушение». Так была создана государственная система сертификации продукции УкрСЕПРО
В марте 1997г. Кабинет Министров Украины издал Постановление «О мероприятиях по поэтапному внедрению в Украине требований директив ЕС, санитарных, экологических, ветеринарных, фитосанитарных норм и международных и европейских стандартов», положения которого так никогда и не были воплощены в жизни из-за отсутствия финансирования вышеупомянутой деятельности за счёт государственного бюджета.
В январе 2000 г. Государственным комитетом стандартизации, метрологии и сертификации были подготовлены три закона «О стандартизации», «О подтверждении соответствия» и «Об аккредитации органов по оценке соответствия», которые приняты Верховной Радой Украины 17 мая 2001г. Главная цель реформы, проведённой в 2000-2001гг., -создание системы технического регулирования, отвечающей международным и европейским требованиям. Это способствовало бы устранению препятствии, которые преодолевают украинские экспортеры.
В соответствии с положениями Закон Украины «О стандартизации» при Кабинете Министров Украины создан специальный орган – Совет стандартизации. В частности, Закон Украины «О стандартизации» предусмотрел создание национального центра международной информационной сети ISONET, где украинские и зарубежные производители могли бы получить сведения о технических требованиях, которых необходимо придерживаться в Украине.
2 Закон Украины «О подтверждении соответствия» предусмотрел постепенное внедрение в Украине Директив «Нового подхода», опирающихся на модульный подход, широкое использование декларации о соответствии вместо сертификации третьей стороной, а также предоставление производителям большей гибкости при соблюдении основных требований безопасности продукции, установленных правовыми актами, а не стандартами. В соответствии с этим Законом Кабинет Министров Украины должен был издать технические регламенты по подтверждению соответствия, идентичные Директивам «Нового подхода». Закон также установил понятие законодательно регулируемой и законодательно нерегулируемой сфер, а также установил, что требование обязательного подтверждения соответствия применяется лишь к законодательно регулируемой сфере, в то время как добровольное подтверждение соответствия происходит в законодательно нерегулируемой сфере. В соответствии с Законом функции по полномочиям органов сертификации на проведение работ по подтверждению соответствия в законодательно регулируемой сфере были возложены на Министерство экономики.
7октября 2003 г. Кабинет Министров Украины принял Постановление № 1585 «О утверждении Технического регламента модулей оценки соответствия и требований маркировке национальных знаков соответствия, применяемым в технических регламентах по подтверждению соответствия». В декабре 2003 г. Кабинет Министров Украины делегировал право на принятие таких регламентов Государственному комитету по вопросам технического регулирования и потребительской политики (преемнику Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины).
К украинским техническим регламентам по подтверждению соответствия должны были добавить перечни добровольных стандартов, соответствие которым рассматривалось бы как автоматическое соблюдение требований таких технических регламентов. В 2003-2004 гг. Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики опубликовал 13 технических регламентов, которые должны были стать аналогами Директив «Нового подхода». Однако стандарты для таких регламентов, гармонизированных с соответствующими европейскими и международными требованиями, не были приняты, в результате чего украинские технические регламенты по подтверждению соответствия не вступили в силу. В настоящее время в Украине все еще функционирует старая система сертификации, ожидая принятия соответствующих стандартов. Эта система сохранила старый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Правительство подало на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия», который должен заменить законы Украины «О стандартизации» и «О подтверждении соответствия». Законопроект, признанный обязательным для обеспечения вступления Украины в ВТО, содержит несколько новелл. Например, законопроектом предлагается устранить разницу между техническими регламентами в целом и техническими регламентами по подтверждению соответствия. Все требования к подтверждению соответствия, если таковые применяются, будут содержаться в технических регламентах, которые требуются Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле. Хотя законопроект и делает более понятными много вопросов, усложненных действующими законами «О стандартизации» и «О подтверждении соответствия», он также содержит определенные положения, которые являются шагом назад в контексте реформ. Например, законопроект возлагает компетенцию уполномочивать органы сертификации на проведение работ в законодательно регулируемой сфере на Государственный комитет технического регулирования и потребительской политики. Это приведет к конфликту интересов и столкновениям между этим органом и другими государственными органами, чьи подчиненные органы могут не получить разрешения на проведение деятельности на прибыльном рынке обязательной оценки соответствия.
3.Проблема реформирования украинской системы технического регулирования осложняется еще и тем, что украинские органы по сертификации не имеют соответствующего оборудования, им не хватает компетентного персонала, могущего применять европейские методы подтверждения соответствия. Это может серьезно навредить способности Украины заключать взаимные соглашения о признании, которые могли бы облегчить деятельность украинских экспортеров на мировых и европейских рынках. В этом отношении Украина, безусловно, нуждается в помощи Европейского Союза.