Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 13. Государственный заказ
1.Государственный заказ является средством государственного регулирования экономики путем формирования на договорной (контрактной) основе состава и объемов продукции (работ, услуг), необходимой для приоритетных государственных нужд, размещения государственных контрактов на поставку (закупку) этой продукции (выполнение работ, оказание услуг) среди субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности.
2.Государственный контракт — это договор, заключенный государственным заказчиком от имени государства с субъектом хозяйствования — исполнителем государственного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются их хозяйственные отношения.
3.Поставки продукции для приоритетных государственных нужд обеспечиваются за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников финансирования, привлекаемых для этого, в порядке, определенном законом.
4.Исключена Законом Украины от 15.12.2005 №3205-IV.
5.Принципы и общий порядок формирования государственного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения приоритетных государственных нужд определяются законом.
6.Особенности отношений, возникающих в связи с поставками (закупкой) для приоритетных государственных нужд сельскохозяйственной продукции, продовольствия, вооружения и военной техники, а также других специально определенных (спецефических) товаров, регулируются в соответствии с законом.
1.Приоритетные направления государственного заказа определены Постановлением Кабинета Министров Украины «О государственном заказе на закупку товаров, выполнение работ, предоставление услуг для государственных нужд в 2007 году» (№ 726 от 12 мая 2007 г.). Натуральные и стоимостные показатели ассигнований государственного заказа составлена на основе предложений 27 органов власти, организаций и учреждений — распорядителей средств Государственного бюджета, которые выступают государственными заказчиками. Перечень их также утвержден данным постановлением.
2.Государственный контракт является разновидностью договора поставки. Однако государственный контракт имеет свои отличительные черты, которые вытекают из целей, для которых он заключается — удовлетворение государственных нужд Украины. Спецификой государственного контракта является то, что государство гарантирует оплату продукции (работ, услуг) за этими контрактами и государство может предоставлять и льготы экономического характера исполнителям таких договоров. Также такой договор заключается на основе государственного заказа, и его содержание обязательно должно отвечать содержанию такого заказа.
В Законе Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» речь идет также о договоре закупки. Настоящий договор определен как письменное соглашение между заказчиком и исполнителем — победителем процедур закупки, которая предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или обретение права собственности на товар за соответствующую плату.
3.Детально в законодательстве, которое регламентирует процесс закупки и поставки товаров для государственных нужд, не определено содержание договора закупки за государственные средства. Лишь действует положение о том, что договор о закупке составляется только в письменной форме и приобретает силу с момента его подписания заказчиком и исполнителем. В случае возникновения обязательств, которые невозможно было предусмотреть во время заключения договора и которые привели к изменению ситуации таким образом, что закупка перестала отвечать государственным интересам, заказчик может, по согласованию с уполномоченным органом, вносить изменения в любую часть договора или отказаться от его выполнения на протяжении одного месяца с момента возникновения таких обстоятельств.
4.Для исполнителей государственного заказа, которые основаны полностью или частично на государственной собственности, а также для субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности —монополистов государственные заказы на поставку продукции являются обязательными, если выполнение государственного заказа не причиняет убытки этим исполнителям. Государственный заказ впервые был предусмотрен законодательством Украины. Его признаком является обязательность выполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности. Субъектами установления государственного заказа является Кабинет Министров Украины и другие органы исполнительной власти.
5.В части пятой данной статьи указывается, что основополагающие начала и общий порядок формирования государственного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, предоставление услуг для удовлетворения государственных нужд определяются законом. Основным законодательным актом, в котором решаются эти вопросы, является упомянутый выше Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».
6. В данной статье также определено, что особенности отношений, которые возникают в связи с поставками (закупкой) для государственных нужд некоторых специфических видов продукции или товаров, определяются в специальном законодательстве. Например, общие правовой и экономический принципы формирования и выполнение государственного оборонительного заказа содержатся в Законе Украины «О государственном оборонительном заказе».
Длится активная работа по подготовке законов в этой сфере, так как особенности поставки (закупки) для государственных нужд сельскохозяйственной продукции и продовольствия пока определяются подзаконными нормативными актами.