Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 8. Участие государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности

1.Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.

2.Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по финансовым вопросам, возникающим в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней, а также из административных и других отношений управления, кроме организационно-хозяйственных, в которых орган государственной власти или орган местного самоуправления является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, принимаются от имени этого органа и в пределах его властных полномочий.

3.Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления реализуется от имени соответствующего государственного либо коммунального учреждения. Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины.

1.Государство как соответствующий институт организации общества, основной элемент политической системы, орган публичной политической власти, распространяющейся на все общество, является его официальным представителем и опирается на средства и меры принуждения в силу своего специфического статуса и назначения не может непосредственно заниматься хозяйственной деятельностью (изготавливать и реализовывать продукцию, выполнять работы или предоставлять услуги стоимостного характера — часть 1 ст. 3 ХК Украины), а следовательно, и быть субъектом хозяйственной деятельности.

В свою очередь, основным назначением системы органов государственной власти является организация реализации полномочий государства (соответственно полномочий территориальных громад — относительно органов местного самоуправления), исходя из отраслевых заданий, закрепленных за каждым органом соответствующим актом законодательства, устанавливающим его правовой статус. Невзирая на признание этих органов участниками отношений в сфере ведения хозяйства и наделения их, в отличие от государства, хозяйственной компетенцией (ст. 2 ХК), статуса субъектов хозяйственной деятельности они не имеют, поскольку непосредственно хозяйственной деятельностью, как ее определяет ст. 3 ХК Украины, также не занимаются. Органы государственной власти (местного самоуправления) имеют право выдавать разрешения, лицензии, патенты и другие документы на платной основе в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством. Отмеченная деятельность имеет характер предоставления так называемых «управленческих услуг» и лишена признаков хозяйственной деятельности (в частности, признаков наличия стоимостного характера, поскольку стоимость разрешения прямо не зависит от себестоимости его выдачи).

Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Украине осуществляется на принципе ее деления на законодательную, исполнительную и судебную, соответственно органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также Президентом. В этом контексте от органов государственной власти следует отличать органы государственного управления, которые создаются для обеспечения выполнения их задач, однако, в отличие от органов государственной власти, могут быть наделены правом непосредственного осуществления хозяйственной деятельности; соответствующим образом отличается статус органов местного самоуправления и местного управления (подробнее см. п. 3 комментария к этой статье).

2. В процессе осуществления своих полномочий орган государственной власти (местного самоуправления) имеет право принимать решение по вопросам, которые относятся к его компетенции. Если такие вопросы имеют характер финансовых, возникающих в процессе формирования и контроля выполнения бюджетов всех уровней, или таких, которые вытекают из административных и других отношений управления, такие решения принимаются соответствующим органом самостоятельно от своего имени и в пределах его властных полномочий. Например, реализуя предоставленные п. 6 ст. 116 Конституции полномочия относительно обеспечения выполнения утвержденного Верховной Радой Государственного бюджета Украины, Кабинет Министров Постановлением «Некоторые вопросы реализации статьи 24 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» от 22 января 2005 г. № 87 постановил, в частности, что свидетельства о базовом общем среднем образовании, аттестатах о полном общем среднем образовании, дипломах квалифицированного рабочего, а также дипломах младшего специалиста для лиц, которые учились за счет средств государственного бюджета, изготовляются за счет общего фонда государственного бюджета, а дипломы бакалавра, специалиста и магистра — за счет собственных поступлений высших учебных заведений.

Если вопрос возникает в сфере хозяйственной деятельности и связан с реализацией органом закрепленной за ним хозяйственной компетенции, орган государственной власти (местного самоуправления) может реализовать свои полномочия как путем принятия самостоятельного решения, так и от имени соответствующего государственного или коммунального учреждения (подробнее см. п. 3 комментария к этой статье).

3. Реализация хозяйственной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления от имени соответствующего государственного или коммунального учреждения означает, что по общему правилу непосредственно хозяйственной деятельностью в понимании ст. 3 ХК Украины занимаются специально созданные с этой целью юридические лица — государственные или коммунальные учреждения. Такими учреждениями могут быть, в частности, государственные (коммунальные) предприятия — ст.ст. 73-78 ГК Украины, которые, в свою очередь, получают в установленном законодательством порядке статус субъектов хозяйственной деятельности.

ГК Украины предусматривает, что государство Украина, Автономная Республика Крым, территориальные громады как участники гражданских отношений (ст. 2), действуя через уполномоченные органы или должностных лиц (ст.ст. 170-173), могут, в частности, создавать юридические лица различных видов и принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если другое не установлено законом (ст.ст. 167-169).

В этом случае реализация органами государственной власти своей хозяйственной компетенции заключается в выполнении ими предусмотренных п. 2 Декрета Кабинета Министров Украины «Об управлении имуществом, которое является общегосударственной собственностью» от 15 декабря 1992 г. № 8-92 функций управления: принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации соответствующих предприятий, учреждений и организаций; утверждение уставов (положений) предприятий, контроль за их соблюдением и принятие решений в связи с их нарушением; заключение и расторжение контрактов с руководителями предприятий; осуществление контроля за эффективностью использования и сохранностью закрепленного за предприятиями государственного имущества и т. п. Отмеченные полномочия являются элементами понятия «корпоративные права», особенности управления которыми относительно имущества государственных предприятий предусмотрены ст.ст. 168-172 ХК Украины.

Кроме предприятий, государственными (коммунальными) учреждениями с правом заниматься хозяйственной деятельностью могут быть органы государственного (коммунального) управления, которые создаются соответствующим органом государственной власти для обеспечения выполнения его полномочий в определенной сфере. Например, в составе Государственного комитета Украины по энергосбережению, который в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Украины от 6 октября 1995 г. № 918/95, является центральным органом исполнительной власти в сфере энергосбережения, для осуществления контроля за соблюдением нормативов расходов топливно-энергетических ресурсов создана Государственная инспекция по энергосбережению как правительственный орган государственного управления. Одним из полномочий Комиссии в соответствии с п. 4 Положения о ней, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июня 2000 г. № 1039, является предоставление услуг на платной основе, связанных с проведением государственной экспертизы по энергосбережению, возобновлением газоснабжения предприятий, выдачей технических требований для эффективного его использования и др.