Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 413. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в санитарно-защитных и других охранных зонах, на особо охраняемых территориях и объектах

1.Хозяйственная деятельность в санитарно-защитных, водоохранных зонах, зонах санитарной охраны и других охранных зонах осуществляется с учетом правового режима таких зон, устанавливаемого законом.

2.Хозяйственная деятельность на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других территориях и объектах, отнесенных законодательством к особо охраняемым, осуществляется в соответствии с требованиями правового режима этих территорий и объектов, установленных законом и другими законодательными актами.

3.Законом устанавливаются дополнительные требования по осуществлению хо гарантиям работающих на территориях, радиоактивно загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы.

1. Хозяйственная деятельность в санитарно-защитных, водоохранных зонах, зонах санитарной охраны и других охранных зонах имеет специфику, обусловленную необходимостью особенной охраны таких территорий со стороны государства.

В соответствии со ст. 18 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» органы исполнительной власти, местного самоуправления обязаны обеспечить жителей городов и других населенных пунктов питьевой водой, количество и качество которой должны отвечать требованиям санитарных норм и государственного стандарта. Производственный контроль за качеством питьевой воды в процессе ее добычи, обработки и в распределительных сетях осуществляют предприятия водоснабжения. Вода открытых водоемов, которая используется для хозяйственно-питьевого водоснабжения, купания, спортивных занятий, организованного отдыха, с лечебной целью, а также вода водоемов в пределах населенных пунктов должна удовлетворять санитарным нормам. Предприятия, учреждения, организации, которые используют водоемы (в том числе моря) для сброса сточных, дренажных, поливальных и других загрязненных вод, должны обеспечить качество воды в местах водопользования в соответствии с требованиями санитарных норм.

Для водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения, их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом. Порядок установления и режим этих зон определяется законодательством Украины. Статья 87 Водного кодекса Украины регулирует установление водоохранных зон, необходимых для создания благоприятного режима водных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшения колебаний стока вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов. Водоохранная зона — это природоохранная территория хозяйственной деятельности, которая регулируется.

На территории водоохранных зон запрещается:

—использование стойких и сильнодействующих пестицидов;

—создание кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации;

—сброс неочищенных сточных вод с использованием рельефа местности (балки, низовья, карьеры и т. п.), а также в потоки.

В отдельных случаях в водоохраной зоне может быть разрешена добыча песка и гравия за пределами земель водного фонда на сухой части заводи, в старых руслах рек по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды, водного хозяйства и геологии. Внешние границы водоохранных зон определяются по специально разработанными проектам. Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Исполнительные комитеты местных советов обязаны ставить в известность население, все заинтересованные организации относительно решений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранного режима, который действует на этих территориях.

Контроль за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением режима использования их территорий осуществляется исполнительными комитетами местных советов и государственными органами охраны окружающей природной среды.

С целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, лечебных и оздоровительных потребностей в соответствии со ст. 93 Водного кодекса Украины устанавливаются зоны санитарной охраны, которые разделяются на пояса особого режима. Границы зон санитарной охраны водных объектов определяются местными советами на их территории по согласованию с государственными органами санитарного наблюдения, охраны окружающей природной среды, водного хозяйства и геологии.

Режим зон санитарной охраны водных объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Во время размещения, проектирования, строительства, реконструкции и введения в действие предприятий, сооружений и других объектов, а также во время внедрения новых технологических процессов должно обеспечиваться рациональное использование вод. При этом предусматриваются технологии, которые обеспечивают охрану вод от загрязнения, засорения и исчерпания, предупреждение их вредного действия, охрану земель от засолки, подтапливания или переосушения, а также способствуют сохранению естественных условий и ландшафтов как непосредственно в зоне их размещения, так и на водосборной площади водных объектов.

Запрещается проектирование и строительство прямоточных систем водоснабжения промышленных предприятий, за исключением предприятий, которые по технологии производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение.

Запрещается осуществление проектов хозяйственной и другой деятельности без оценки их влияния на состояние вод.

Запрещается введение в действие:

1) новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами и очистными сооружениями необходимой мощности, которые предотвращают загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, и необходимой измерительной аппаратурой, осуществляющей учет объемов забора и сброса воды;

2) оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов — до проведения предусмотренных проектами мер, которые предотвращают затопление, подтапливание, заболачивание, солонцевание земель и эрозию почв, а также загрязнение поверхностных и подземных вод сбросом из оросительных систем;

3) осушительных систем — до полной готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;

4) водозаборных сооружений — без рыбозащитных устройств и оборудованных в соответствии с утвержденными проектами зон санитарной охраны водозаборов;

5) гидротехнических сооружений — до полной готовности устройств для пропускания паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

6) эксплуатационных скважин на воду — без оснащения их водорегулирующими и контрольно-измерительными устройствами.

Наполнение водоема до осуществления предусмотренных проектами мер по подготовке его ложа запрещается.

2. Для осуществления хозяйственной деятельности на территории естественно-заповедного фонда Украины, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других особо охраняемых территориях с целью сохранения природных богатств государства установлен специальный хозяйственный режим.

Особенности осуществления хозяйственной деятельности на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других территориях отнесены законодательством к таким, которые особо охраняются.

В соответствии со ст. 8 Закона Украины «О естественно-заповедном фонде Украины» основными средствами сохранения территорий и объектов природно-заповедного фонда являются:

—установление заповедного режима;

—организация систематических наблюдений за состоянием заповедных естественных комплексов и объектов;

—проведение комплексных исследований с целью разработки научных принципов их сохранения и эффективного использования;

—соблюдение требований по охране территорий и объектов природно-заповедного фонда во время осуществления хозяйственной, управленческой и другой деятельности, разработки проектной и проектно-планировочной документации, землеустройства, лесохозяйства, проведение экологических экспертиз;

—внедрение экономических рычагов стимулирования их охраны;

—осуществление государственного и общественного контроля за соблюдением режима их охраны и использования;

—установление повышенной ответственности за нарушение режима их охраны и использования, а также за уничтожение и повреждение заповедных природных комплексов и объектов;

—проведение широкого международного сотрудничества в этой сфере;

—проведение других мер с целью сохранения территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Законодатель определяет природные заповедники как природоохранные, научно-исследовательские учреждения общегосударственного значения, которые создаются с целью сохранения в естественном состоянии типичных или уникальных для этой ландшафтной зоны природных комплексов со всей совокупностью их компонентов, изучения естественных процессов и явлений, которые происходят в них, разработки научных принципов охраны окружающей природной среды, эффективного использования природных ресурсов и экологической безопасности.

С целью сохранения природных комплексов на территории природных заповедников запрещается любая хозяйственная и другая деятельность, противоречащая целевому назначению заповедника, нарушающая естественное развитие процессов и явлений или создающая угрозу вредного воздействия на его естественные комплексы и объекты, а именно:

1) строительство сооружений, путей, линейных и других объектов транспорта и связи, не связанных с деятельностью природных заповедников, разведение костров, создание мест отдыха населения, стоянка транспорта, а также проезд и проход посторонних лиц, прогонка домашних животных, передвижение механических транспортных средств, за исключением путей общего пользования, лесосплав, пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над землей, преодоление самолетами звукового барьера над территорией заповедника и другие виды искусственного шумового влияния, которые превышают установленные нормативы;

2) геологоразведочные работы, разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова и гидрологического и гидрохимичного режимов, разрушение геологических отслоений, применение химических средств, все виды лесопользования, а также заготовка кормовых трав, лекарственных и других растений, цветов, семян, камыша, выпас скота, отлов и уничтожение диких животных, нарушение условий их расселения, гнездования, другие виды пользования растительным и животным миром, которые приводят к нарушению естественных комплексов; охота, рыболовство, интродукция новых видов животных и растений, проведение мер с целью увеличения численности отдельных видов животных сверх допустимой научно обоснованной емкости угодий, сбор коллекционных и других материалов, за исключением материалов, необходимых для выполнения научных исследований.

Закон Украины «Об охране окружающей среды» устанавливает, что в законодательстве об охране окружающей природной среды приоритетными целями являются регулирование отношений в области охраны, использования и воссоздания природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, предотвращение и ликвидация негативного влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую природную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием.

Основные принципы охраны окружающей природной среды:

а) приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и другой деятельности;

б) гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;

в) предохранительный характер мер по охране окружающей природной среды;

г) экологизация материального производства на основе комплексности решений в вопросах охраны окружающей природной среды, использования и воссоздания возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;

д) сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;

е) научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основе сочетания междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования состояния окружающей природной среды;

ж) обязательность экологической экспертизы;

з) гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды, формирование у населения экологического мировоззрения;

и) научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую природную среду;

к) безвозмездность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;

л) взыскание сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;

м) решение вопросов охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов с учетом степени антропогенного изменения территорий, совокупного действия факторов, которые негативно влияют на экологическую обстановку;

н) сочетание мер стимулирования и ответственности в деле охраны окружающей природной среды;

о) решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого межгосударственного сотрудничества.

Государственной охране и регулированию использования на территории Украины подлежат: окружающая природная среда как совокупность естественных и естественно-социальных условий и процессов, природные ресурсы как привлеченные в хозяйственное обращение, так и не используемые в народном хозяйстве в этот период (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и другая растительность, животный мир), ландшафты и другие естественные комплексы.

Особой государственной охране подлежат территории и объекты естественно-заповедного фонда Украины и другие территории и объекты, определенные в соответствии с законодательством Украины.

3. На радиоактивных территориях, загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы, установлены особенности осуществления хозяйственной деятельности с целью создания условий для возобновления экологии.

К территориям, которые испытали радиоактивное загрязнение в результате Чернобыльской катастрофы, в пределах Украины принадлежат территории, на которых возникло стойкое загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами сверх до-аварийного уровня, что с учетом природно-климатической и комплексной экологической характеристики конкретных территорий может привести к облучению населения свыше 1,0 мЗв (0,1 бэр) за год и которые нуждаются в применении мер по радиационной защите населения и других специальных вмешательствах, направленных на необходимость ограничения дополнительного облучения населения, обусловленного Чернобыльской катастрофой, и обеспечения его нормальной хозяйственной деятельности.

Радиоактивно загрязненные земли — это земли, которые нуждаются в проведении мер радиационной защиты и других специальных вмешательств, направленных на ограничение дополнительного облучения, обусловленного Чернобыльской катастрофой, и обеспечение нормальной хозяйственной деятельности.

Закон Украины «О правовом режиме территории, которая испытала радиоактивное загрязнение в результате Чернобыльской катастрофы» устанавливает ограничение осуществления хозяйственной деятельности, а именно: ведение сельскохозяйственной, лесохозяйственной, производственной и другой деятельности, а также строительство без специального разрешения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.