Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 257. Процессуальные основы рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными отделениями дел о недобросовестной конкуренции

1. Дела о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства рассматриваются Антимонопольным комитетом Украины, его территориальными отделениями в порядке, установленном законом.

1. Процессуальные основы рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции определены в законах Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г., «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г., «Об Антимонопольном комитете Украины», в Правилах рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденных распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19 апреля 1994 г.

Антимонопольный комитет Украины рассматривает дела на принципах равенства сторон перед законом, органами и должностными лицами, которые рассматривают дело. что означает применение органами или должностным лицом, которое рассматривает дело, норм единой системы права и одинаково ко всем лицам, которые принимают участие в деле.

В соответствии со ст. 35 Закона Украины «О защите экономической конкуренции•´ рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции начинается с принятия распоряжения о начале рассмотрения дела и заканчивается принятием решения по делу. Распоряжение о начале рассмотрения дела посылается ответчику в течение трех рабочих дней со дня его принятия. В случае когда ответчик определен после начала рассмотрения дела, ему в течение трех рабочих дней посылается распоряжение о привлечении к участию в деле как ответчика вместе с распоряжением о начале рассмотрения дела. Сообщение о начале рассмотрения дела посылается заявителю и третьим лицам.

При рассмотрении дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины: собирают и анализируют документы, выводы экспертов, объяснения лиц, иную информацию, являющуюся доказательством по делу, и принимают решение по делу в пределах своих полномочий; получают объяснение лиц, которые принимают участие в деле, или иных лиц по их ходатайств) или по собственной инициативе.

Антимонопольный комитет Украины начинает рассмотрение дел:

—по заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действий или бездействия, указанных настоящим Законом как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции;

—по представлениям органов государственной власти и местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;

—по собственной инициативе органов Антимонопольного комитета Украины.

В случае поступления от заявителя ходатайства о возможности наступления негативных последствий, связанных с подачей заявления, и с целью защиты его интересов рассмотрение дела по нарушению законодательства о защите экономической конкуренции начинается по собственной инициативе органов Антимонопольного комитета Украины.

В соответствии со ст. 23 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины органы Антимонопольного комитета Украины до принятия решения могут проводить слушания по делу, к которым привлекаются лица, принимающие участие в рассмотрении дела, для предоставления объяснений, доводов и других рассуждений, необходимых для установления фактических обстоятельств дела. Орган Антимонопольного комитета

Украины может провести полностью или частично закрытое слушание по делу, если открытое слушание может нанести ущерб интересам государства, лицам, принимающим участие в рассмотрении дела, и другим лицам или помешать последующему рассмотрению дела.

По результатам рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины принимают решение, в том числе:

—о признании совершения нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;

—о прекращении нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;

—об обязательстве органов власти, местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля отменить или изменить принятое ими решение или расторгнуть соглашения, признанные антиконкурентными действиями органов власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля;

—о признании субъекта хозяйствования занимающим монопольное (доминирующее) положение на рынке;

—о принудительном разделе субъекта хозяйствования, занимающего монопольное доминирующее) положение на рынке;

—о наложении штрафа;

—о блокировании ценных бумаг;

—об устранении последствий нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;

—об отмене разрешения на согласованные действия в случае совершения действий, запрещенных согласно ст. 19 настоящего Закона;

—об обнародовании ответчиком за собственные средства официальной информации Антимонопольного комитета Украины или его территориального отделения по решению, принятому по делу о нарушении, в том числе опубликовании решений в полном объеме (за исключением информации с ограниченным доступом, а также указанной соответствующим государственным уполномоченным, председателем территориального отделения информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам других лиц, принимающих участие в деле), в срок и способом, указанные этим решением или законодательством;

— о закрытии производства по делу.

Рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции подлежит прекращению без принятия решения: если дело не подлежит рассмотрению в Антимонопольном комитете Украины, его территориальном отделении; не установлен ответчик или его местонахождение; ответчик — юридическое лицо ликвидировано: уже рассмотрено или рассматривается органами Антимонопольного комитета Украины дело на тех же основаниях с тем же ответчиком; не доказано совершение нарушения; есть другие основания, предусмотренные законом.