Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 113. Порядок оплаты времени простоя, а также при освоении нового производства (продукции)

Время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

О начале простоя, кроме простоя структурного подразделения либо всего предприятия, работник должен предупредить собственника или уполномоченный им орган либо бригадира, мастера, других должностных лиц.

За время простоя, когда возникла производственная ситуация, опасная для жизни либо здоровья работника или окружающих его людей и для окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

На период освоения нового производства (продукции) собственник или уполномоченный им орган может производить рабочим доплату до прежнего среднего заработка на срок не более шести месяцев.

1. Часть первая ст. 113 КЗоТ подлежит применению, в частности, в случаях приостановки работ по причине отсутствия материально-технического обеспечения производства, необеспечения технологической документацией, неисправности оборудования, простоя по другим причинам, не связанным с виной работника.

2. Как простой могут быть квалифицированы только такие случаи, когда работник приходит на работу, но не работает по указанным выше причинам. Если работник вследствие простоя самовольно не приходит на работу или уходит с работы, он не может требовать оплаты соответствующего времени в соответствии с частью первой ст. 113 КЗоТ, хотя бы ему было заранее известно о неизбежности простоя. Если собственник вопреки законодательству о труде предоставляет работникам на время приостановки работ отпуск без сохранения заработной платы, часть первая ст. 113 КЗоТ подлежит применению к возникающим при этом отношениям по аналогии. Собственник, естественно, при этом должен нести также публично-правовую ответственность за нарушение законодательства о труде. При предоставлении в подобных случаях работнику отпуска без сохранения заработной платы по соглашению между сторонами трудового договора применение части первой ст. 113 КЗоТ было бы недопустимым. Поскольку такое соглашение противоречит законодательству о труде, собственник должен нести установленную ответственность за допущенное нарушение.

3. Комментируемая статья устанавливает минимальный размер оплаты времени простоя. Он составляет две трети тарифной ставки установленного работнику разряда или должностного оклада. Это — минимальный размер данного рода выплат, установленный законодательно, как этого требует ст. 12 Закона «Об оплате труда» [150]. С соблюдением указанного минимума предприятие вправе в коллективном договоре устанавливать более высокий размер оплаты времени простоя (ст. 15 Закона «Об оплате труда» [150]). Однако предприятия и хозрасчетные организации, получающие дотации из бюджета, имеют право устанавливать коллективными договорами повышенные размеры этих выплат только в пределах установленных дотаций и собственных доходов. Установление более высоких, чем это предусмотрено ст. 113 КЗоТ, размеров оплаты времени простоя в учреждениях теоретически не исключается. В отношении бюджетных учреждений установленный ст. 113 КЗоТ минимальный размер оплаты времени простоя должен рассматриваться как норма прямого действия. Однако он может устанавливаться Кабинетом Министров по согласованию с соответствующими профсоюзами и в более высоких размерах в соответствии с п. 2.12 Генерального соглашения на 2008-2009 годы.

4. Оплата времени простоя в размере среднего заработка установлена в случаях, когда при отсутствии вины работника возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника либо окружающих его людей или для окружающей производственной либо природной среды. Это предусмотрено частью второй ст. 6 Закона «Об охране труда» [236].

5. Статья 6 Закона «Об охране труда» [236] предусматривает необходимость подтверждения факта наличия указанной ситуации специалистом по охране труда предприятия при участии представителя профсоюза, членом которого являются работники, или уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда (если работник не является членом профсоюза, действующего на предприятии), а также страхового экс-перта по вопросам охраны труда (ст. 23 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» [194]). Таким образом, вопрос наличия основания для применения части третьей ст. 113 КЗоТ должен решаться уже коллегиально. Однако это не лишает работника права доказывать в суде наличие таких оснований и требовать оплаты времени простоя в размере, установленном частью третьей ст. 113 КЗоТ.

6. В размере средней заработной платы подлежит оплате время простоя и в тех случаях, когда простой вызван остановкой эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора за охраной труда или службой охраны труда (часть шестая ст. 6 Закона «Об охране труда» [236]).

7. Работники, работа которых оплачивается повременно, в отличие от работников-сдельщиков, не заинтересованы в надлежащем оформлении времени простоя, поскольку за время простоя им выплачивается только часть тарифной ставки, а неоформленный простой учитывается как время работы, которое оплачивается по полной тарифной ставке (окладу). Однако законодатель возлагает на всех работников обязанность предупреждать собственника или уполномоченный им орган, или бригадира, мастера, другое должностное лицо о начале простоя. Невыполнение работником этой обязанности является дисциплинарным проступком, за совершение которого он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Но это не может быть основанием не только для привлечения работника к материальной ответственности, но и для отказа собственника или уполномоченного им органа оплатить время простоя, поскольку обязанность произвести такую оплату закон не ставит в зависимость от выполнения работником обязанности предупредить собственника.

8. Доплата до прежнего среднего заработка на период освоения нового производства (продукции) может производиться в силу части пятой ст. 113 КЗоТ. Такая доплата возможна и на предприятиях (в организациях), получающих дотацию из бюджета. В учреждениях она едва ли возможна, поскольку обычно они не занимаются освоением нового производства (продукции). Предельный срок доплаты на период освоения нового производства (продукции) на основании части пятой ст. 113 КЗоТ — шесть месяцев. В дальнейшем такая доплата возможна только на основании ст. 91 КЗоТ.