Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 105. Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

1. Статьей 105 КЗоТ предусмотрены доплаты за совмещение профессий (должностей) и исполнение обязанностей отсутствующего работника. Хотя комментируемая статья прямо и не указывает на доплату за расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемой работы, вполне допустимо сделать вывод, что она распространяется и на эти доплаты. Законодательного определения совмещения профессий в законодательстве Украины не существует. Следовательно, в этой части необходимо руководствоваться положениями постановления Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» [581] и Инструкции Госкомтруда, Минфина СССР и ВЦСПС «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» [612].

2. Названная Инструкция [611] определяет совмещение профессий (должностей) как выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии, должности (в пределах рабочего времени по основной работе). Это определение исходит из того, что в соответствии с трудовым договором работник выполняет работу по специальности (квалификации) или должности, определенной тарифно-квалификационными характеристиками. В порядке совмещения работнику поручается выполнение работы, выходящей за пределы тарифно-квалификационных характеристик работы соответствующей специальности (квалификации) или должности. Следует, однако, учитывать, что действующая редакция части первой ст. 21 КЗоТ (от 20 марта 1991 г. [102]) не ограничивает права сторон трудового договора на определение содержания трудовой функции работника. Они могут договориться, например, о том, что заведующий магазином будет выполнять, кроме своей собственной трудовой функции, обязанности товароведа (проверка качества полученных товаров в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству), грузчика, уборщика, дворника. Все эти обязанности могут выполняться в пределах трудового договора без доплаты. Но стороны могут договориться и о том, что все обязанности, выходящие за пределы трудовой функции, как она определена тарифно-квалификационными характеристиками, выполняются в порядке совмещения профессий (должностей) и подлежат оплате в соответствии со ст. 105 КЗоТ.

3. Правовая конструкция совмещения профессий (должностей) исходит из того, что совмещаемая должность (рабочее место по соответствующей профессии) имеется в штатном расписании, но не заполнена, остается вакантной. При отсутствии вакансии установить доплату за совмещение профессий (должностей) невозможно. С учетом этого Генеральное соглашение на 2008-2009 годы допускает возможность установления работникам указанных доплат при наличии экономии по тарифным ставкам и окладам совмещаемых рабочих мест, должностей. Следовательно, такие рабочие места, должности должны быть как штатные единицы. Отсутствие таких единиц означает, что нет ни соответствующих тарифных ставок и окладов, ни экономии, рассчитанной по этим ставкам.

4. Расширение зоны обслуживания и увеличения объема выполняемой работы определяется как выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

5. Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения работника от своей основной работы — это замена отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам работника, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется место работы (должность), без освобождения от основных трудовых обязанностей.

6. В то же время названные союзные акты утратили силу в Украине в части ограничений на совмещение профессий (должностей), порядка введения совмещения и оплаты работы, выполняемой в порядке совмещения. Правила об ограничении совмещения и порядка его введения утратили силу, поскольку часть первая ст. 21 КЗоТ оставляет на усмотрение сторон трудового договора решение вопроса о том, какую работу будет выполнять работник, не содержит никаких исключений по поводу договоренности сторон о совмещении профессий.

7. Указание в названных союзных актах [528; 612] на необходимость издания приказа о поручении работнику дополнительных обязанностей в порядке совмещения профессий, расширения зоны обслуживания, увеличения объема выполняемой работы, выполнения обязанностей отсутствующего работника сохраняет силу. Если такой приказ не издан, осуществление доплаты является невозможным из-за отсутствия формального основания. Неиздание указанного приказа создает ситуацию правовой неопределенности в части соблюдения правил по охране труда (если необходим инструктаж по вопросам охраны труда при выполнении работы, предусмотренной соглашением о совмещении профессий, должностей). Однако устная договоренность о выполнении работником дополнительных трудовых обязанностей в порядке совмещения профессий, расширения зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы, об исполнении обязанностей отсутствующего работника при отсутствии приказа об этом не исключает удовлетворения требования работника о соответствующей доплате к заработной плате. В случае спора работник обязан доказать факт исполнения дополнительных обязанностей. Правило о согласовании приказа о введении совмещения и других подобных форм организации труда с профкомом утратило силу, поскольку в соответствии с частью первой ст. 21 КЗоТ этот вопрос должен решаться сторонами трудового договора.

8. Отмена совмещения профессий (должностей), отмена поручения дополнительных обязанностей в порядке расширения зоны обслуживания, увеличения объема выполняемой работы возможно по договоренности сторон трудового договора, а также в порядке, установленном частью третьей ст. 32 КЗоТ. В то же время такая отмена возможна и без предупреждения работника, если в приказе о введении совмещения профессий и других подобных форм интенсификации труда содержится указание на срок, на который работнику поручаются дополнительные обязанности, или условия, при появлении которых прекращается обязанность работника выполнять дополнительную работу.

9. Указанные акты Союза ССР [581; 612] не действуют в Украине также в части размера доплат за совмещение профессий, в том числе в бюджетных организациях, поскольку комментируемая статья относит к компетенции сторон коллективного договора определение размера доплат за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Но в отношении бюджетных организаций законодательством Украины установлены ограничения размеров рассматриваемых доплат. Однако в пределах бюджетных ассигнований коллективными договорами эти размеры могут повышаться.

10. Поручение дополнительной работы в порядке совмещения профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемой работы и выполнение обязанностей отсутствующего работника возможно по соглашению собственника с работником или собственником путем принятия одностороннего решения об этом. По соглашению между сторонами трудового договора совмещение профессий (должностей) и другие названные формы интенсификации труда могут вводиться в любое время. Без согласования с работником совмещение профессий (должностей) и другие подобные формы интенсификации труда могут вводиться в порядке, установленном частью третьей ст. 32 КЗоТ. Сначала принимается решение об изменениях в организации производства и труда. Эти изменения могут носить широкий характер, а могут, на наш взгляд, касаться только поручения дополнительных обязанностей по конкретному рабочему месту (должности). Обоснование такого понимания изменений в организации производства и труда находится в п. 1 части первой ст. 40 КЗоТ, разрешающей квалифицировать как изменения в организации производства и труда отмену одной-единственной штатной единицы. Решение собственника о введении изменений в организацию производства и труда (т. е. о введении совмещения профессий (должностей) или других подобных форм организации труда) оформляется приказом. Приказом соответствующие работники предупреждаются о том, что через два месяца (можно больше, но не меньше) на их рабочих местах (должностях) вводится совмещение профессий или другие подобные формы интенсификации труда. После истечения двух месяцев (другого установленного приказом срока) издается новый приказ, в котором при наличии согласия работника на совмещение профессий (должностей) ему вменяется в обязанность выполнение соответствующей дополнительной работы и устанавливается размер доплаты. В силу такого приказа работник обязан выполнять обязанности не только по своей специальности (должности), но и дополнительные обязанности в порядке совмещения профессий (должностей) и т. п. Если работник написал заявление об отказе выполнять дополнительные обязанности или отказывается выполнять их фактически, он подлежит увольнению с работы по п. 6 ст. 36 КЗоТ (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).