Науково-практичний коментар до законодавства України про працю
Статья 89. Замена и пересмотр единых и типовых норм
Замена и пересмотр единых и типовых (межотраслевых, отраслевых, ведомственных) норм осуществляется органами, которые их утвердили.
1. Эта статья, употребляя понятие единых и типовых норм, не дает их определения. Со времен социализма в понимании типовых и единых норм радикальных изменений не произошло. И применяя комментируемую статью, следует давать ей толкование с учетом исторического аспекта (т. е. не игнорировать понимание единых и типовых норм, существовавшее в период принятия Кодекса законов о труде (1971 г.) и в период изменения ст. 89 КЗоТ (1988 г.). Следует напомнить, что вплоть до принятия Рекомендаций [472] под едиными нормами понимались такие межотраслевые, отраслевые и ведомственные нормы, которые принимались и вводились в действие в централизованном порядке одновременно на всех предприятиях, во всех учреждениях и организациях, на которые их действие распространялось. Было только требование — предприятиям должен быть предоставлен определенный срок для подготовки к общему (одного для всех) дню введения в действие единых норм труда. Типовые нормы труда разрабатывались и утверждались в централизованном порядке на типовые организационно-технические условия и вводились в действие решением администрации предприятия, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации по мере достижения на предприятии организационно-технических условий, на которые типовые нормы рассчитывались.
2. При утверждении Рекомендаций [472] Министерство труда пошло путем коренного пересмотра понимания единых и типовых норм. Рекомендациями [472] сделана попытка (п. 1.5) лишить единые и типовые нормы статуса норм труда как регуляторов трудовых отношений (напомним, что ст. 85 КЗоТ устанавливает, что нормы труда, в том числе единые и типовые, устанавливаются «для работников», т. е. непосредственно регулируют трудовые отношения). Они были переведены в разряд нормативных материалов для нормирования труда. Тем самым Министерство труда отказалось от непосредственного централизованного установления норм труда, действующих на предприятиях, обеспечило возможность стопроцентного контроля выборных органов первичной профсоюзной организации предприятий за применяемыми нормами труда, сняло проблему согласования единых норм с выборными органами профсоюзов и профсоюзных объединений. Во всем Министерство труда поступило рационально, но нельзя не видеть, что п.1.5 Рекомендаций [472] не вполне соответствует комментируемой статье.
3. Перевод Министерством труда единых и типовых норм труда в разряд нормативных материалов для нормирования труда не соответствует части первой ст. 85 КЗоТ, которая нормы труда определяет как установленные «для работников», то есть регулирующие трудовые отношения, а не как нормативы, обязательные для собственников, разрабатывающих нормы труда.