Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 41. Дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа с отдельными категориями работников при определенных условиях

Кроме оснований, предусмотренных статьей 40 настоящего Кодекса, трудовой договор по инициативе собственника или уполномоченного им органа может быть расторгнут также в случаях:

1) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем пред-приятия, учреждения, организации всех форм собственности (филиала, представительства, отделения и иного обособленного подразделения), его заместителями, главным бухгалтером предприятия, учреждения, организации, его заместителями, а также должностными лицами таможенных органов, государственных налоговых инспекций, которым присвоены персональные звания, и должностными лицами государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами;

1-1) виновных действий руководителя предприятия, учреждения, организации, вследствие чего заработная плата выплачивалась несвоевременно или в размерах, ниже установленного законом размера минимальной заработной платы;

2) виновных действий работника, непосредственно обслуживающего денежные, или товарные, или культурные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны собственника или уполномоченного им органа;

3) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы.

Расторжение договора в случаях, предусмотренных этой статьей, производится с соблюдением требований части третьей статьи 40, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3, — также требований статьи 43 настоящего Кодекса.

1. Среди лиц, которые могут быть уволены на основании п. 1 ст. 41 КЗоТ, в первую очередь называются руководители предприятий, учреждений, организаций. Даже при том условии, что исполнительный орган предприятия, учреждения, организации является коллегиальным, так или иначе выделяется лицо, которое в ч. 4 ст. 65 ХК [90] называется руководителем предприятия. Руководитель может называться директором, генеральным директором, ректором, управляющим, председателем правления, начальником и т. п.

Руководителя предприятия увольняет с работы сам собственник (в гражданско- правовом понимании) или орган, уполномоченный управлять имуществом (это преимущественно касается руководителей предприятий и других юридических лиц, имущество которых находится в государственной или коммунальной собственности). Если собственником является хозяйственное общество, кооператив или другой подобный субъект, решение вопроса об увольнении руководителя предприятия может быть существенно усложнено. Необходимо не только созвать собрание участников хозяй-ственного общества, но и соблюсти сроки сообщения о созыве собрания. Статьей 63 Закона «Об акционерных обществах» [210], например, установлен срок сообщения продолжительностью 30 дней. Он имеет императивный характер и уставами меняться не может.

Для оперативного разрешения вопроса об увольнении руководителя в ст. 52 Закона «Об акционерных обществах» [210] предусмотрено выполнение функции приема на работу и увольнения руководителя наблюдательным советом. В обществе с ограниченной ответственностью такую функцию в период между собраниями уставом можно было бы передать председателю общества. Такое делегирование не противоречит ст. 59, 41 Закона «О хозяйственных обществах» [110].

2. Если руководитель предприятия, учреждения, организации — это всегда руководитель юридического лица, его орган (в понимании ст. 92 Гражданского кодекса [89]), то руководитель филиала, представительства, отделения, другого обособленного подразделения возглавляет подразделение, не имеющее статуса юридического лица. Нормы гражданского права не препятствуют тому, чтобы юридические лица создавали обособленные подразделения не только в других населенных пунктах, но и в том же населенном пункте, где расположено само юридическое лицо. Важно только, чтобы такое подразделение действительно было имущественно обособленным (вплоть до открытия отдельного счета в банке), а его руководителю была выдана доверенность на осуществление сделок от имени юридического лица. Но следует указать на то, что применительно к юридическим лицам — плательщикам налога на прибыль их филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями могут называться только размещенные на территории иной, нежели такой плательщик, территориальной громады (п. 2.1.3 ч. 2.1 ст. 2 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» [167]).

3. Под заместителями руководителей предприятий, учреждений, организаций, их филиалов, представительств, отделений понимаются не только лица, в названии должности которых содержится слово «заместитель», но и другие должностные лица, которым соответствующими актами (приказом, распоряжением, инструкцией, уставом предприятия и т. п.) предоставлен статус заместителей руководителей. С учетом этого на предприятиях, возглавляемых генеральными директорами, заместителями могут быть признаны директора по направлениям (по экономике, по коммерческой работе и т. п.). Заместителями могут быть признаны главный инженер, другой главный специалист, члены правления предприятия, если их статус как заместителей надлежаще определен соответствующими актами (уставом предприятия, должностной инструкцией)

Помощник руководителя предприятия не может быть признан его заместителем.

4. Формулировка «главный бухгалтер предприятия, учреждения, организации, его заместители» исключает возможность распространения комментируемой статьи на старших бухгалтеров. Но в случае выполнения старшим бухгалтером функций главного бухгалтера из-за отсутствия в штатном расписании должности главного бухгалтера он будет подпадать под приведенную формулировку, если в должностной инструкции содержится указание на выполнение старшим бухгалтером функций главного. Указание в должностной инструкции старшего бухгалтера на выполнение им обязанностей заместителя главного бухгалтера также дает основания распространять на старшего бухгалтера действие п. 1 ст. 41 КЗоТ.

5. Статья 410 Таможенного кодекса Украины [88] предусматривает присвоение слу

жебным лицам таможенных органов следующих специальных званий: действительный государственный советник таможенной службы, государственный советник таможенной службы (1, 2 и 3 ранга), советник таможенной службы (1, 2 и 3 ранга), инспектор таможенной службы (1, 2, 3 и 4 ранга), инспектор таможенной службы, курсант.

6. Статьей 15 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» [137] предусмотрено присвоение следующих специальных званий: Главный государственный советник налоговой службы, Государственный советник налоговой службы (1, 2 и 3 ранга), советник налоговой службы (1, 2 и 3 ранга), инспектор налоговой службы (1, 2 и 3 ранга).

Если работник принят на работу в органы таможенной или налоговой службы, но ему не присвоено персональное или специальное звание, он не может быть уволен с работы на основании п. 1 ст. 41 КЗоТ.

7. Пункт 1 ст. 41 КЗоТ распространяется на всех служебных лиц государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами как осуществляющих специфические функции, возложенные на эти органы, так и не осуществляющих такие функции (например, начальник отдела кадров, начальник хозяйственного отдела). Под служебными лицами при этом следует понимать руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их аппарата, других государственных служащих, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультационно-совещательных функций (часть вторая ст. 2 Закона «О государственной службе» [133]).

8. Определение круга нарушений трудовых обязанностей, дающих основание для расторжения трудового договора по п. 1 ст. 41 КЗоТ, представляет существенную сложность. Очевидно, под п. 1 ст. 41 КЗоТ подпадают такие нарушения, в которых признаком грубости характеризуются все факты, входящие в их состав (и характер действия или бездействия работника, и существенность последствий нарушения трудовых обязанностей, и особенности причинной связи между нарушением и его последствиями, и форма вины). В то же время тяжесть последствий может дать основания для квалификации действий работника как грубого нарушения трудовых обязанностей даже при наличии неосторожной вины.

Нарушение трудовых обязанностей с прямым умыслом может быть признано подпадающим под п. 1 ст. 40 КЗоТ даже при отсутствии вредных последствий. Верховный Суд Украины не считает необходимым давать общие разъяснения об этом, оставляя право оценки нарушения как грубого на усмотрение судов, рассматривающих трудовые споры. Как примеры однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей Верховный Суд Украины называет, в частности, существенное нарушение финансовой дисциплины, отказ допустить служебных лиц контролирующих органов к проверке деятельности организации и т. п. Верховный Суд считает невозможным увольнение по п. 1 ст. 40 КЗоТ, если нарушение носит длительный, а не разовый характер, в частности, не дает оснований для увольнения по этому пункту ослабление контроля за работой подчиненных работников (Застосування судами цивільного і цивільно-процесуального законодавства. — К.: Ін Юре, 2002. — С. 157).

9. Увольнение по п. 1 ст. 41 КЗоТ является дисциплинарным взысканием и допускается с соблюдением правил, установленных для применения таких взысканий.

10. Законом от 17 октября 2002 г. в ст. 41 КЗоТ включен п. 11, которым предусматривается возможность увольнения руководителя предприятия, учреждения, организации в случае совершения им виновных действий, вследствие которых заработная плата выплачивалась несвоевременно или в размерах, ниже установленного законом размера минимальной заработной платы. Понятие «виновные действия» включает в себя и бездействие. При надлежащей заботливости руководителя о выполнении обязанности обеспечивать своевременно и в полном размере выплату заработной платы увольнение по п. 11 ст. 41 КЗоТ является невозможным (например, при изменении конъюнктуры рынка и неполучении предприятием средств для выплаты заработной платы).