Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 25-1. Ограничение совместной работы родственников на предприятии, в учреждении, организации

Собственник вправе вводить ограничения относительно совместной работы на одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, являющихся близкими родственниками или свояками (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры и дети супруга), если в связи с выполнением трудовых обязанностей они непосредственно подчинены или подконтрольны друг другу.

На предприятиях, в учреждениях, организациях государственной формы собственности порядок введения таких ограничений устанавливается законодательством.

1. На предприятиях, основанных на негосударственной (некоммунальной) форме собственности, право ограничения совместной работы родственников и свояков при условиях, указанных в части первой ст. 251 КЗоТ, принадлежит собственнику. Собственник не имеет права ограничивать совместную работу родственников и свояков при отсутствии указанных условий. О введении ограничений совместной работы родственников должен быть издан приказ. Внесение в коллективный договор условий об ограничении совместной работы родственников и свояков не вполне соответствовало бы части первой ст. 251 КЗоТ.

2. Из ч. 1 ст. 6 Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [273] («лица, указанные в подпунктах «а», «в»-«ж» пункта 1 и подпунктах «а»-«б» пункта 2 части первой статьи 2 этого Закона (кроме народных заседателей и присяжных), не могут иметь в непосредственном подчинении или быть непосредственно подчиненными в связи с исполнением полномочий близким им лицам») косвенно вытекает и выводом от противоположного оказывается правовое предписание, в соответствии с которым за пределами, установленными этим Законом, ограничения в отношении работы близких лиц не могут устанавливаться. Но это предписание не может применяться вне пределов общественных отношений, регулируемых этим Законом [273]. Следовательно, сохраняют силу положения постановления СНК УССР «О совмещении должностей и службе родственников в учреждениях, предприятиях и организациях обобществленного сектора» [324] о трудовых отношениях предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности с работниками, которые получают заработную плату не за счет государственного или местного бюджета и принадлежат к категории служащих, как она понималась на время принятия указанного постановления СНК [324].

3. Буквально толкуя часть вторую ст. 251 КЗоТ, можно было бы сделать вывод о том, что она не распространяется на предприятия коммунальной собственности. Но на основе исторического толкования (Кодекс законов о труде дополнен ст. 251 Законом от 19 января 1995 года [143], когда коммунальная собственность определялась как разновидность государственной формы собственности) следует сделать вывод о том, что часть вторая ст. 251 КЗоТ распространяется и на предприятия коммунальной собственности.

4. Упомянутое постановление СНК УССР [324] предусматривает ограничение не любой совместной работы, а только совместной службы, т. е. работы на должностях руководителей, специалистов и служащих. На предприятиях негосударственной (некоммунальной) собственности ограничения совместной работы родственников могут вводиться не только на должностях руководителей, специалистов и служащих, но и на других работах.

5. Ограничения на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной (коммунальной) формы собственности в соответствии с указанным постановлением СНК [324] сводятся к следующим:

1) ограничения касаются только близких родных или свояков (родители, супруги, братья, сестры, а также родители, братья, сестры и дети супругов) (Законом «Об отпусках» [162] (ст. 25) введен термин «родные по крови или по браку»);

2) ограничения действуют только тогда, когда близкие родственники и свояки в связи с выполнением трудовых обязанностей непосредственно подчинены или подконтрольны друг другу. Обратим внимание на то, что речь идет только о непосредственной подчиненности или подконтрольности. Например, начальник планово-экономического бюро цеха непосредственно директору завода не подчинен, а поэтому в этой должности может работать жена директора завода.

6. Ограничения по работе близких лиц установлены для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, к которым в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [273] относятся Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины и его заместители, Премьер-министр Украины и другие члены Кабинета Министров Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный про-курор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым; народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов; государственные служащие; должностные лица местного самоуправления; военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других созданных в соответствии с законом воинских формирований; судьи Конституционного Суда Украины, профессиональные судьи, народные заседатели и присяжные; лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, налоговой милиции, государственной уголовно-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины; должностные лица и работники органов прокуратуры, дипломатической службы, таможенной службы, государственной налоговой службы; должностные и служебные лица других органов государственной власти.

7. Указанные ограничения распространяются на отдельные категории лиц, которые в соответствии с Законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [273] приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Такими в соответствии с ч. 1 ст. 6 и пп. «а», «б» п. 2 ч. 1 ст. 2 названного Закона [273] являются должностные лица юридических лиц публичного права, не названные в п. 1 ч. 1 ст. 2 указанного Закона [273], но получающие заработную плату за счет государственного или местного бюджета, а также члены окружных (территориальных) и участковых избирательных комиссий. При применении п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 2 названного Закона [273] следует иметь в виду, что этот Закон [273] не привел к утрате силы специальных правил по-становления СНК «О совмещении должностей и службе родственников в учреждениях, предприятиях и организациях обобществленного сектора» [324], которые (правила) касаются работников образования, здравоохранения и разрешают совместную службу родственников (свояков), даже если бы она была связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью.

8. Близкие лица, на которых распространяются ограничения по совместной работе, установленные Законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [273], определяются в абзаце первом ст. 1 названного Закона [273]. К ним относятся супруги, дети, родители, родне братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица при условии их постоянного проживания вместе с субъектом, определенным в части первой ст. 2 этого Закона, и ведения с ним совместного хозяйства.

9. На лицо, в отношении которого действуют ограничения, касающиеся работы, установленные упомянутым Законом [273], возлагается обязанность уведомить руководителя органа, на должность в котором оно претендует, о работающих в этом органе близких лицах. Если возникли обстоятельства, которыми нарушаются требования, касающиеся работы близких лиц, соответствующие лица обязаны в пятнадцатидневный срок принять меры по устранению таких обстоятельств. Если они этого не сделали, им предлагается перевод на другую работу, исключающую нарушение установленных ограничений. Если перевод невозможен или работник не дает согласия на перевод, подчиненное лицо подлежит увольнению со ссылкой на ч. 2 ст. 6 Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» [273]. При этом устанавливается исключение («кроме случаев, предусмотренных законодательством, регулирующим вопрос высоконравственного поведения лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления»). Из этого исключения вытекает и выводом от противоположного оказывается правовое предписание, согласно которому в остальных случаях соответствующие лица подлежат увольнению. Это правовое предписание подлежало бы преимущественному применению перед правилами-исключениями, о которых идет речь в п. 7 комментария к ст. 251 КЗоТ. Представляется, однако, что логике актов законодательства, о которых идет речь, соответствовал бы вывод степени: если в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления считается возможным установить в определенных случаях исключения из общих правил об ограничениях, касающихся работы близких лиц, то тем более следует признать имеющими силу те исключения, о которых идет речь в п. 7 комментария к ст. 251 КЗоТ.