Науково-практичний коментар до законодавства України про працю

Статья 9-1. Дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы

Предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.

Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительских, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.

1. Хотя прокомментированные выше статьи Кодекса законов о труде и предусматривают регулирование этим Кодексом в первую очередь трудовых отношений, труда, содержание этого законодательного акта свидетельствует о распространении его положений и на отношения, связанные с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников за счет средств предприятия, учреждения, организации (собственника). Отношения между собственником (уполномоченным им органом) и работником, связанные с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников, следует признать частью трудовых отношений. Поэтому в ст. 91 КЗоТ говорится об установлении дополнительных по сравнению с законодательством не только трудовых, но и социально-бытовых льгот. В Кодексе законов о труде отсутствует единство терминологии в отношениях, связанных с социально-бытовым и социально-культурным обслуживанием работников. Так, ст. 200 КЗоТ устанавливает правило, касающееся культурно-массовой и спортивной работы с молодыми работниками. В ст. 248 КЗоТ говорится о жилищно-бытовом обслуживании работников. В ст. 250 КЗоТ речь идет о материальном обеспечении культурно-образовательной, оздоровитель-ной, физкультурной и спортивной работы. Статья 13 КЗоТ предусматривает включение в коллективные договоры условий о жилищно-бытовом, культурном, медицинском обслуживании работников, организации оздоровления и отдыха работников.

С учетом такого разнообразия терминологии, применяемой в Кодексе законов о труде, считаем допустимым понятие «социально-бытовые льготы» толковать достаточно широко, включая в него льготы бытового, жилищного, культурного, образовательного, медицинского, оздоровительного, спортивного, физкультурного и другого подобного характера.

2. Следует учитывать, что наряду с правом предприятий предоставлять работникам социальные льготы, формулируемые как положения общего характера, которые обязывают предприятие предоставлять социальные, социально-бытовые и социальнокультурные льготы работникам или их отдельным категориям, в законодательстве стали появляться и такие нормы, которые содержат формально определенные правила о предоставлении социальных услуг работникам.

В частности, п. 19 Типовой формы контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности [348], предусматривает предоставление руководителю материальной помощи на оздоровление в размере среднемесячного заработка. Статья 13 Закона «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» [171] предоставляет право журналистам на санаторно-курортное лечение за счет собственников (учредителей, соучредителей) средств массовой информации.

3. Право на предоставление работникам дополнительных трудовых и социальнобытовых льгот имеют предприятия, учреждения и организации. Следует подчеркнуть, что такое право имеют и учреждения, которые финансируются из бюджета.

4. Следует обратить внимание, что статьей 91 Кодекс законов о труде дополнен согласно Закону от 20 марта 1991 года [102], который термином «собственник» заменил в Кодексе законов о труде слова не только «администрация предприятия, учреждения, организации», но и «предприятие, учреждение, организация». И все-таки статьи 91 КЗоТ новая терминология не коснулась. Законодатель предпочел в данной статье использование прежней терминологии. По нашему мнению, законодатель тем самым подчеркнул, что на стороне работодателя он различает двух субъектов — собственника предприятия, учреждения, организации и само предприятие, которое имеет статус юридического лица в соответствии с гражданским законодательством.

5. В силу ст. 91 КЗоТ дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы работникам могут предоставляться именно предприятиями, учреждениями, организациями, а не их собственниками. При этом такие льготы не всегда могут носить исключительно материальный характер, однако материальный компонент в них должен быть всегда. Так, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного договора является для работника дополнительной льготой организационного характера. Однако оно влечет и предоставление льготы материального характера (оплату времени дополнительного отпуска). Следовательно, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного договора соответствует ст. 91 КЗоТ.

Наоборот, предоставление отпуска без сохранения заработной платы не влечет

за собой никаких материальных льгот. Это чисто организационная мера. Таким образом, она допускается только в случаях, предусмотренных ст. 25, 26 Закона «Об отпусках» [162]. Предоставлять отпуска без сохранения заработной платы в случаях, не предусмотренных законами, ссылаясь на ст. 91 КЗоТ, было бы незаконным, потому что контрагентом работника в отношениях, связанных с предоставлением работнику льгот организационного характера, является собственник (администрация предприятия, учреждения, организации), а предоставление собственником работнику льгот, которые не имеют материального содержания, ст. 91 КЗоТ не предусматривает.

Аналогичным образом не может быть оправдано ссылкой на ст. 91 КЗоТ предоставление работникам льгот, связанных с отказом собственника использовать права, установленные главой III Кодекса законов о труде. Установление для работников на основании ст. 91 КЗоТ льгот, связанных с материальной ответственностью работника, не соответствует содержанию этой статьи.

6. Предприятия, учреждения, организации имеют право предоставлять работникам льготы в рамках своих полномочий. Конечно, больше всего ограничены на этот счет учреждения, финансируемые из бюджетов. Однако и предприятия, и организации, которые состоят на хозрасчете, должны иметь нормативно установленное полномочие предоставлять работникам дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социальные льготы. Было бы неправильным считать, что их право предоставлять льготы вытекает непосредственно из ст. 91 КЗоТ. Наоборот, в этой статье прямо указывается на то, что льготы предоставляются в рамках определенных полномочий. Так, полномочия предприятий и организаций, на которые распространяется действие Хозяйственного кодекса Украины [90], — предоставлять льготы работникам — основывается на правилах ст. 69, а также ст. 44 этого Кодекса [90], что дает право собственнику или предпринимателям свободно распоряжаться прибылью в соответствии с уставом предприятия и действующим законодательством.

В других случаях полномочия устанавливать дополнительные льготы для работников предусмотрены отдельными положениями Кодекса законов о труде, специальными законами и подзаконными актами. Во всех случаях, когда законодательством устанавливается только право (но не обязанность) устанавливать для работников льготы, они подпадают под ст. 91 КЗоТ, хотя бы в тексте нормативного акта и не содержалось прямого указания на то, что соответствующие льготы предоставляются за счет собственных средств предприятия, учреждения, организации.

7. Полномочия предприятия, учреждения, организации на предоставление работникам дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот должны быть закреплены в уставе, принятом в соответствии с требованиями законодательства, и, как правило, реализуются его руководителем. Однако уставами могут и ограничиваться полномочия руководителя на предоставление льгот, с указанием другого порядка их предоставления (например, по решению собрания хозяйственного общества, по решению собственника имущества частного предприятия).

8. Дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для работников в соответствии со ст. 91 КЗоТ могут устанавливаться за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций. Собственные средства предприятий, учреждений, организаций, которые находятся на самофинансировании, в контексте комментируемой статьи следует понимать не только как чистую прибыль, которая остается после уплаты всех предусмотренных налогов и сборов (обязательных платежей) в распоряжении предприятия. У таких предприятий все средства — собственные, кроме средств так называемого бюджетного фонда (ч. 3 ст. 3 Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» [214]).

Собственными средствами учреждений, финансируемых из бюджетов, являются такие средства, которые они могут направлять на предоставление льгот работникам. Это могут быть и средства, полученные за счет предоставления такими учреждениями платных услуг физическим и юридическим лицам, и бюджетные средства при наличии указанных полномочий, и другие внебюджетные средства. Порядок рассмотрения и утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений и организаций предусматривает постатейное распределение расходов, которые осуществляют учреждения и организации не только за счет бюджетных средств, но и за счет собственных поступлений. Расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой, бюджетным учреждениям запрещено (ст. 6 Указа Президента Украины «О мерах по обеспечению наполнения государственного бюджета и усилению финансово-бюджетной дисциплины» [303]).

9. Следует также учитывать, что более широкие возможности для улучшения положения работников по сравнению с законодательством и соглашениями предоставляет часть третья ст. 7 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» [128], предусматривающая установление в коллективных договорах дополнительных не только социально-бытовых льгот, но и гарантий. В соответствии с этим правилом возможно предоставление работникам не только материальных льгот и гарантий, но и других гарантий. Например, возможно включение в коллективный договор условий об отказе собственника от права осуществлять реорганизацию или перепрофилирование предприятия, другие изменения в организации производства и труда, которые влекут увольнение работников.

10. Право материального поощрения работников медицинских, детских, культурнообразовательных, учебных и спортивных заведений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав, предоставлено только предприятиям. Это основывается на положении ст. 44 ХК [90], которая дает право предпринимателям, собственнику предприятия или уполномоченному им органу свободно распоряжаться прибылью предприятия.